Аннотация
Статья посвящена применению Системы Технической Диагностики и Мониторинга АПК-ДК (СТДМ) в качестве одного из элементов центра управления пригородным пассажирским комплексом Московской железной дороги.
Введение
На сегодняшний день пригородное пассажирское движение вблизи мегаполисов характеризуются колоссальным объемом и интенсивностью перевозок. От года к году отмечается устойчивая тенденция увеличения пассажиропотока. Растут ожидания пассажиров в отношении качества предоставления услуг и уровня комфорта в электропоездах. Возрастающие потребности послужили толчком к изменению методов управления и содержания объектов инфраструктуры и формированию единых технологических центров управления пригородным пассажирским комплексом. Открытие первого на сети центра состоялось 18 июня 2012 года на Московской железной дороге. Часть задач и функций центра выполняется системой АПК-ДК (СТДМ).
Фотография c открытия центра
Система АПК-ДК (СТДМ) на Московской железной дороге
Система технической диагностики и мониторинга АПК-ДК (СТДМ) имеет большое распространение на сети, при этом в рамках хозяйства Московской железной дороги объем внедрения приближается к 80%.
В качестве средства сбора информации на станциях и перегонах участка располагаются линейные пункты диагностирования (ЛПД) АПК-ДК (СТДМ). Линейный пункт диагностирования включает в себя различные контроллеры (дискретного сбора и измерительные) для сбора первичной информации с объектов контроля и концентратор линейного пункта. Концентратор линейного пункта построен на базе промышленных компьютеров Advantech стандарта PICMG 1.0. В качестве корпусов используются шасси 610 серии. В качестве процессорных плат – Advantech PCA-6178, PCA-6010, PCA-6012.
Программное обеспечение концентратора решает вопросы сбора информации о состоянии объектов контроля в режиме реального времени, первичную обработку информации, ведение архива собираемой информации и передачу информации на верхний уровень системы по протоколу TCP/IP.
Концентраторы в Центре Управления Перевозками МЖД
Концентраторы ЛПД работают в режиме 24/7 и к их прикладному и системному ПО предъявляются соответсвующие требования по надежности, отказоусточивости и самовосстановлению. Программное обеспечение концентраторов АПК-ДК (СТДМ) функционирует под управлением многозадачной операционной системы жесткого реального времени QNX4. Выбор ОСРВ QNX4 был сделан на этапе построение первых вариантов системы в конце 90-х годов. На тот момент использовалась версия QNX4.23, которую впоследствии заменила версия 4.25. В качестве аргументов в пользу выбора QNX выступили простота работы с аппаратными средствами, хорошее документирование и техническая поддержка, лицензионная и патентная чистота ОС. QNX достаточно легко осваивается программистами, имеющими опыт работы с DOS или Linux.
Основным назначением системы АПК-ДК (СТДМ) является контроль технического состояния устройств ЖАТ (железнодорожной автоматики и телемеханики), однако, к настоящему времени, система может быть ориентирована на потребности любого хозяйства железной дороги. АПК-ДК (СТДМ) обладает широкими возможностями по интеграции с любыми системами, в том числе информационными. Интеграция с системой ГИД Урал позволяет получать в пределах полигонов слежения данные о поездах и расписании движения, а обладание собственной поездной моделью позволяет АПК-ДК (СТДМ) осуществлять контроль движения поездов в режиме реального времени. Перечисленные возможности создали предпосылки для использования потенциала системы в рамках технологического центра управления пригородным движением для выполнения задач управления расписания и управления пригородной инфраструктурой.
Управление расписанием
Управление расписанием – отдельная структура центра управления пригородным пассажирским комплексом, назначением которого является качественное информирование пассажиров о расписании, контроль исполнения расписания и своевременное ведение его изменений. На базе АПК-ДК (СТДМ) разработана система автоматического информирования пассажиров, использующая данные о фактическом местоположении поездов и действующем на текущие сутки расписании со всеми имеющимися изменениями. Вывод информации для пассажиров осуществляется на табло коллективного пользования, платформенные указатели, речевые информаторы и справочные терминалы. Для этого была выполнена интеграция с системой управления информационными табло. В автоматическом режиме пассажирам предоставляются данные о ближайших электропоездах с указанием: остановочных пунктов по маршруту движения, времени отправления, номере платформы, текущем опоздании.
Групповые табло и платформенный указатель
Для технологов центра разработан отдельный АРМ обеспечивающий визуализацию текущего исполнения графика движения пригородных поездов. Технолог может видеть общее количество поездов на направлении пригородного движения, текущее местоположение каждого поезда, время отставания от графика движения, идет ли поезд нормативным или по измененному графику. По каждому поезду можно посмотреть нормативный и действующий на текущие сутки график движения, данные о маршрутном листе, подвижном составе и машинисте. В автоматическом режиме формируются показатели качества исполнения расписания движения пригородных поездов: общее количество поездов на направлении по расписанию, количество законченных маршрутов, количество поездов, имевших опоздания более 3 минут, количество поездов, имевших опоздание более 5 минут. При выявлении факта отставания поезда от графика движения более чем 5 минут автоматически формируется инцидент, который поступает в единую базу данных технологического центра управлением пригородным комплексом для последующего разбора и установления причин.
АРМ пригородного движения
Управление пригородной инфраструктурой
Управление пригородной инфраструктурой – отдельная структура центра управления пригородным пассажирским комплексом, назначением которой является обеспечение работоспособности объектов пригородной инфраструктуры. Система АПК-ДК (СТДМ) как система технической диагностики и мониторинга осуществляет контроль состояния объектов пригородного комплекса на платформах, в павильонах и вокзалах. В список контролируемых объектов входят: групповые табло, платформенные указатели, речевые информаторы, параметры электроснабжения кассовых залов и залов ожидания. В перспективе планируется контроль работоспособности касс и турникетов.
Для сбора информации о состоянии объектов инфраструктуры используются концентраторы ЛПД на базе промышленных компьютеров Advantech серии UNO. Использование указанной серии обусловлено меньшими объемами помещений для размещения оборудования. Концентраторы работают под управлением ОСРВ QNX4 и используют то же базовое программное обеспечение, что и ЛПД АПК-ДК (СТДМ) на станциях и перегонах участка.
Промышленный компьютер UNO1150
Выявляемые нарушения и предотказные состояния в работе оборудования направляются в единую базу данных центра для планирования и координации работ по восстановлению работоспособности.
Фотография с данными диагностики табло
Внедрение системы
На текущий день система АПК-ДК (СТДМ) внедрена и используется на участке пригородного движения Москва-Александров, обладающего наибольшим пассажиропотоком среди всех направлений пригородного движения Московского узла. Ежедневно в этом направлении пригородные поезда перевозят более 340 000 пассажиров. Работу центра управления пригородным пассажирским комплексом на участке Москва-Александров обеспечивает информация с 36 концентраторов ЛПД АПК-ДК (СТДМ), расположенных на станциях и перегонах. Идет подготовка к запуску Горьковского и Казанского направления. Мы надеемся, что проведенная нами работа будет оценена и востребована в рамках дальнейшего развития центров управления пригородным пассажирским комплексом.
|